Идентификация токсичных сотрудников — не волшебная таблетка для улучшения климата в коллективе, и в то же время существенный шаг в этом направлении.

Почему важно видеть токсичность коллег? Из-за токсичных сотрудников другие члены коллектива могут без причины чувствовать себя подавленными, виноватыми, а иногда — не до конца раскрывать свой потенциал, не осознавая, что попали под чужое негативное влияние. 

Чаще всего выявление токсичного сотрудника ложится на плечи HR. Мы решили помочь коллегам в этом вопросе и рассказать о нескольких признаках сотрудника, который нуждается в повышенном внимании со стороны руководителя.

Признак 1. Игнорирование правил компании

Последствия хорошо иллюстрирует криминологическая теория разбитых окон:

Если в здании разбито одно стекло и никто его не меняет, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна.

Если вы быстро не замените «разбитое окно», то оно будет служить сигналом, что это норма. Постепенно «преступления» будут становиться все более серьезными.

Как это связано с правилами компании? 
Возьмем пример из фильма «Вид сверху лучше» (2003). В этом отрывке фильма девушка-бортпроводница крадет мыло из дома начальницы.

На прямой вопрос коллеги, почему она украла стюардесса отвечает:

— Это гостевое мыло. А мы — гости. Оно для нас.

— Мыть руки, а не брать!

— Что такого? Все так делают…

Позже мы узнаем, что стюардесса совершала мелкое воровство и на борту самолета. Причем не у пассажиров, а именно у компании при том, что воровство было четко прописано в регламенте авиакомпании как противозаконное. Узнав об этом, начальница тут же снимает стюардессу с должности, ведь она хорошо знает, как работает теория разбитых окон:

Если один сотрудник крадет, то скоро остальные начнут делать то же самое. Грань дозволенного будет расширяться до бесконечности, пока не достигнет пика.

Примеры пренебрежения правилами компании, когда стоит бить тревогу:

  1. сотрудник не соблюдает субординацию;
  2. не видит грани своих полномочий, хотя ознакомлен с ними;
  3. принимает важные решения самостоятельно, подставляя команду и руководство;
  4. игнорирует правила дресс-кода, если они есть;
  5. совершает мелкое воровство с рабочего места (руки, скрепки, стикеры и т.д.);
  6. нарушает другие правила внутри компании.

Итог такого поведения

Подумаешь, нам ведь не жалко, что сотрудник украл упаковку скрепок! Или разок пришел в майке вместо рубашки? И все же коллега, который систематически нарушает правила компании, невербально сообщает остальным, что так можно. 

Да, новенький сотрудник может нарушать правила неосознанно. Например, пару раз прийти, забыв о правилах дресс-кода. Постоянный же сотрудник, который открыто противопоставляет себя правилам компании, нуждается в разговоре, цель которого выяснить — почему он ведет себя именно таким образом? Что он хочет этим сказать и не является ли его поведение — формой протеста? Или хуже — нормой?

Если на детекторе лжи такого человека спросить, вредит ли он компании, то детектор ничего не покажет. Потому, что человек искренне думает, что действует в рамках приличий! В этом и проявляется токсичность некоторых сотрудников. Нарушение правил для них — рутина.

Итог для компании — растущее чувство вседозволенности внутри коллектива, напряжение из-за неясности правил, растущее чувство несправедливости среди сотрудников.

Признак 2. Вербальное и невербальное хамство

Давайте рассмотрим пример токсичного хамства нанимателя при собеседовании. Возьмем отрывок из «Дьявол носит “Prada”»:

— У сотрудников отдела кадров совсем крыша съехала, — говорит Эмили новичку перед тем, как проводить собеседование. 

Здесь — категоричная оценка без возможности ответить и принуждение собеседника к капитуляции.

Она продолжает общение в обесценивающей манере:

— О боже мой! Будем считать, что вы не задавали этого вопроса…

Конечно, вопрос по сюжету был действительно глупым, но реакция Эмили снова токсична. В фильме достаточно просто обнаружить агрессивное поведение сотрудницы, но отследите еще одну интересную деталь. 

Скрытая пассивная агрессия

Иногда Эмили говорит, в общем-то, безобидные вещи, при этом подкрепляет невербальными пассивно-агрессивными жестами, мимикой и звуками:

— обесценивающий взгляд с головы до пят;

— смешок после фразы;

— закатанные глаза.

Пассивная агрессия — широко распространена по причине того, что не оставляет «следов преступления». Если такого сотрудника спросить напрямую, то можно получить ответ:

— Я же ничего не говорил/а.

— Вам это показалось.

— Не выдумывайте! Что я такого сделала?

В каком-то роде словесная атака может тоже ранить. Психологическое насилие остается таковым, даже если не оставляет синяков, как физическое. Пассивная агрессия как раз это и делает — атакует оппонента, не оставляя видимых причин для жалоб.

Еще примеры невербального хамства от сотрудника:

  1. Нарушение физических границ — прикасается к вам, когда вам этого не хочется. Берет ваши вещи без спросу, занимает ваше место за рабочим столом.
  2. Обыденные фразы, окрашенные ироничным подтекстом: «Да уж, Людочка у нас настоящий специалист!» — на самом деле «нет».
  3. Не считается с вашим расписанием и не уточняет, когда вам удобно обсудить задачу. Все всегда надо срочно и когда надо именно ему.
  4. Начинает переделывать за вами работу, не давая комментариев, что было сделано не так.
  5. Игнорирует, часто обижается по причинам, которые после не хочет обсуждать.

Итог после общения с таким сотрудником — чувство вины, растерянность, тревога из-за незакрытых вопросов.

Признак 3. Инфантилизм

Пожалуй, самым ярким примером инфантильного сотрудника является Бриджит Джонс. Рассмотрим на примере фильма «Дневник Бриджит Джонс» (2001):

— Это был Ф.Р. Ливис? — спрашивает начальник насчет того, кто только что звонил Бриджит на работе.

— Угу! — отвечает Бриджит.

— Ух ты, тот самый автор «Меньшинства, цивилизация и культура»?

— Угу… — уже менее уверенно.

— И который в 76-м умер?

Ситуация Бриджит, которую поймали на мелкой лжи, кажется смешной, но на реальном проекте с горящими дедлайнами такой сотрудник будет срывать рабочий процесс и приносить неприятности. Бриджит могла бы спокойно повесить трубку телефона и объяснить ситуацию как взрослый — взрослому, но предпочла повести себя как ребенок. Начальник в данном случае выступает злым родителем, авторитетом, наделенным властью, а подчиненный — бунтующим подростком, которого родитель не поймет, поэтому проще соврать.

Последствия инфантилизма для коллектива

На первый взгляд звучит нестрашно — ведет себя как ребенок, ну и что?

Однако вторичные признаки инфантилизма: ложь, отказ от ответственности, поиск более «сильных» сотрудников, которые должны наставлять, поддерживать и советовать.

Токсичный инфантильный сотрудник, скорее всего, будет выражать все эти качества. Хорошо подумайте, готовы ли вы быть «родителем» и воспитывать подобного сотрудника.

Важно помнить, что честность идет руку об руку с понятиями «взросление» и «ответственность». Взрослый не боится наказания, потому что в состоянии контролировать свои действия и поступки, а также объяснять их.

Еще примеры токсичного инфантилизма: 

  1. Перекладывание своих обязанностей на коллег:

— Я не знаю, как это делать…

— Ты же такой умный/способный, у тебя получится лучше!

— Выручи меня!

  1. Ситуативная ложь, как в примере Бриджит Джонс:

— Я как раз доделываю отчет, (хотя еще не начинал).

— Нет, я не забыл! (Вместо фразы «Спасибо, что напомнили!»)

— Странно, что к вам не дошел мой мейл, отправлю еще раз, (а сейчас напишу его впервые).

  1. Нарушение приоритета между рабочими и личными задачами в разгар трудового дня:

— Я так разбита, что не могу работать. Пожалейте меня!

— Что-то нет настроения…

— Мне надо успеть в аптеку в другой конец города. Поэтому я выйду на обед пораньше…

Что делать, если вам нужно оставить токсичного сотрудника на позиции

Новые правила

Разработайте регламент компании и проследите, чтобы сотрудник с ним ознакомился. Идеально попросить письменное подтверждение, дать пройти тест или специальный тренинг, где будет зафиксировано согласие сотрудника с новыми правилами.

Карты на стол

Если прошлый шаг не помог и поведение продолжается, то проведите открытый диалог с сотрудником тет-а-тет. Напомните про ваши общие цели как сотрудников компании, спросите, как конкретный сотрудник чувствует себя на рабочем месте и как он относится к своим задачам.

Возможно, человек выгорел, чувствует себя не на своем месте или ощущает недостаток компетенций, неуверенность, что провоцирует его на токсичное поведение. Обозначьте, не давая личной оценки человека как личности, какие именно из его действий наносят урон коллективу. Спросите, мог бы он предпринять что-то, чтобы прекратить эти действия.

Если сотрудник постоянно врет и увиливает, например, насчет дедлайна сдачи работы, то попытайтесь вывести его на уровень разговора «взрослый — взрослый» и искренне выяснить реальную причину. Не поддерживайте игру «взрослый — ребенок», чтобы не нарваться на привычную для него модель поведения защиты.

Если сотрудник не может справиться сам, то предложите помощь или смену рабочих обязанностей. Например, вы выяснили, что сотрудник боится писать отчет, поэтому постоянно просит это делать других. Заберите у него эту функцию, но дайте взамен другую — равноценную.

Изоляция

Если «нонконформизм» по отношению к членам компании продолжается и подрывает авторитет руководства, продумайте, как увеличить дистанцию с токсичным сотрудником:

— переведение на удаленный тип работы;

— релокация сотрудника в другой офис;

— смена условий работы на те, где больше невозможно демонстрировать токсичное поведение.

Если вам понравилась статья, делитесь с коллегами. А если вы сталкивались с подобными ситуациями и хотите поделиться своим опытом, будем рады вашим комментариям.

Посмотреть статью в видеоформате