А знаете ли вы, что корпоративная культура существует в каждой компании вне зависимости от того прописана она или нет, а также вне зависимости от количества человек работающих в ней.

Любая компания — это сообщество людей, которых объединяет общая цель. Если говорить о базе, то это зарабатывание денег. А если копнуть глубже, то мы обнаружим еще и общие ценности в плане видения мира, восприятия других людей, отношение к своей работе и т.д. Деньги можно зарабатывать по-разному, можно делать это перешагивая через головы коллег, а можно в команде единомышленников. И вот то, что для нас важно в процессе достижения бизнес-цели (а цель любого бизнеса — это зарабатывание денег), как мы себя чувствуем и ведем в этом процессе — это набор наших ценностей, который определяет приемлемую для нас корпоративную культуру.

Немного научной терминологии.

Корпоративная культура — совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавших свою эффективность и разделяемых большинством членов организации.

По сути компания — это сообщество людей объединенное общими ценностями и достигающее общих целей.

Как формируется сообщество?

Давайте начнем с темы объединения людей в группы. Ведь компания это группа людей. А группу должно что-то удерживать вместе иначе она распадется.

Почему люди объединяются в группы?

Потому, что в них они реализуют ряд своих базовых потребностей. Прежде всего, потребность в безопасности (группа защищает своих членов), а также потребность принадлежать некой общности, потребность в общении (внутри группы общение более интенсивное), потребность в уважении (члены группы лучше относятся к своим, чем к чужим). В группе легче удовлетворить потребность в самореализации – здесь каждый может найти свое место: человек с лидерскими задатками – стать лидером, найдут заинтересованную аудиторию разносчик новостей (и сплетен), весельчак, рассказчик, «клоун», «жилетка», советчик, посредник и т. д.

Всё вместе это создает у членов группы ощущение комфортного существования в ней, поскольку каждый имеет возможность удовлетворить какие-то свои потребности. Отсюда заинтересованность всех членов в дальнейшем существовании группы и ее устойчивости. Средством поддержания стабильности и статус-кво выступает единообразное поведение членов группы и соблюдение ими неких норм — корпоративной культуры.

Группа — это не конечная форма объединения людей. Для того, чтобы она была более сплоченной ей необходима некая общность. И в таком случае она может стать сообществом.

Главное в сообществах — общность ценностей

Сообщество может включать объединения людей, основанные на общности интересов, и объединения, основанные на общности ценностей. Однако между ними есть ключевые различия. Группы людей могут объединяться вокруг общих интересов (скажем, клуб кулинаров или курсы кройки и шитья), но если их не объединяют общие ценности, то не будет той прочной основы, чтобы действовать сообща и достигать общих целей. Именно общие ценности позволяют действовать группе людей как сообщество. Карен Олсен

Махатма Ганди: «Счастье — это когда то, что вы думаете, говорите и делаете, пребывает в гармонии». Другими словами, чтобы быть счастливыми, мы должны осознавать свои ценности и действовать в соответствии с ними. Именно этот принцип и лежит в основе организации сообществ.

Люди всегда объединяются в сообщества на основе определенных ценностей. Компания — это одно сообщество объединенное общими ценностям.

Чем меньше мы осознаем на основе каких ценностей объединяются люди в нашей компании, тем больше разных сообществ в ней существует. И тем меньше мы способны контролировать процессы происходящие между людьми. Если же мы осознанно транслируем ценности компании как во вне, так и внутри, в таком случае у нас появляется больше рычагов управления и понимание, что происходит внутри компании.

Поэтому можно сказать, что корпоративная культура делится на 2 типа: осознанная и неосознанная.

Как выглядит компания, которая объединена общими осознанными ценностями?

Иногда кажется, что люди работающие в одной компании преследуют разные цели. Это так, потому что нет единого ценностного вектора, если вы его не выстроили. Это и есть неосознанная корпоративная культура, которая не создает единого поля, а дробит компанию на небольшие сообщества и соответственно более мелкие цели.

Выводы

Для управления компанией необходимо понимать на основе каких ценностей вы объединяете людей. Работа — это общий интерес, а вот то, как мы достигаем цели в процессе — это корпоративная культура. И если руководители компании понимают и осознают, что лежит внутри организации и чем она живет, они могут эффективнее ею управлять. Если не знают, то организация живет жизнью нескольких сообществ и нескольких целей. Кстати, в таких организациях часто присутствует стиль управления командмент, потому что ценностный уровень настолько разный, что единственный рычаг управления — это приказы, больше ничего не работает. Такие компании держат сотрудников больше в страхе, чем в желании развивать и двигать ее вперед.

О теме менеджмента и командмента мы подготовили отдельное интервью.