2014 кризисный год я провела в Киеве, это был очень стрессовый год для людей и для бизнес сообщества. В то время у меня был свой небольшой рекламный и образовательный бизнес. Был небольшой штат сотрудников, с которыми мы пережили то сложное время.


Первая мысль, которая возникает в такой ситуации — это беспокойство, потому как не понятно что будет дальше. Пожалуй, это самое сложное не знать что дальше. Помню в 2014 году мы несколько месяцев провели в вакууме, когда весь бизнес встал. Никто не работал, а те кто пытались что-то делать, осуждались коллегами по рынку за то, что они таким образом не поддерживают национальную идею.

Сегодня я живу и работаю в Москве и вспоминая события 2014 года, хочу поделиться своим опытом как действовать в сложной ситуации.

Ситуацию на рынке 2022 года я бы не назвала кризисом, бизнес работает, государство помогает со своей стороны, бизнес сообщества — со своей. Думаю, что мы преувеличиваем негативность ситуации. То, что сейчас происходит на рынке в сравнении с тем, что я прожила в 2014 году в Киеве не кризис, а адаптация к новым условиям на рынке.

По сути, что происходит? Происходит адаптация, и психологический фактор играет здесь ключевую роль. В любой компании люди как соленые огурцы в банке, если среда изначально была токсичной и были подобраны не те кадры, то ситуация усугубится. Если были подобраны качественные люди, которые лояльны к компании, то работать в стрессовой ситуации с ними будет легче. Потому как уровень доверия и лояльности гораздо выше.

Приведу несколько пунктов, которые могут быть полезны в работе с персоналом сейчас:

1. Общение. Стоит поговорить с людьми и посмотреть на ситуацию не как на кризис, а как на новые условия на рынке. Это будет правильно. К новым условия и процесс адаптации нужен новый. Стоит переключить внимание с ситуации кризиса на ситуацию перемен. Вся компания сейчас проходит процесс адаптации и это нормально. На рынке всегда что-то происходит.

Неформальные лидеры в команде.
Важно знать, кто эти люди и как они влияют на команду. Если они конструктивны и помогают в понижении стресса, то с ними необходимо усилить работу, поставить доп. задачи, чтобы периодически вливать дозу анистресса в коллектив. Если же такой человек деструктивен, накаляет обстановку, то его стоит убрать из коллектива иначе возникают риски потери контроля над эмоциональным состоянием команды.

2. Спокойствие руководителя. Если вы спокойны и уверены в себе — это передается и вашим сотрудникам. И снова — разговаривайте с людьми, не бросайте их, не ставьте записанные видео, а выходите на связь в режиме реального времени. В какой-то степени вы президент, но в более ограниченном пространстве. Хороший пример — правительство РФ, которое во главе с президентом постоянно держит граждан в курсе происходящих событий, формирует условия для поддержки.

3. Взаимодействие с родственниками сотрудников. На ваши выступления стоит пригласить и родственников сотрудников, жен, мужей, чтобы также снять уровень тревожности внутри семьи. Ведь, когда один из супругов переживает, то второй может либо усугубить ситуацию, либо вытащить его из эмоциональной ямы.

4. Помощь психолога. Важно, чтобы люди проговаривали свои переживания, проживали их, иначе, находясь внутри человека, они могут спровоцировать конфликты и стрессовые ситуации. Если в вашей компании нет такой опции, создайте партнерство со службами доверия, которые оказывают психологические услуги бесплатно.

Из сложного

Есть вероятность, что какие-то люди покинут корабль и это тоже нормально, это их выбор. Вы сможете сделать выводы и подбирать уже других людей в команду, больше работать над лояльностью. Вообще ситуация на рынке сейчас показывает кто из компаний насколько хорошо работал с лояльностью сотрудников. Это момент испытания для многих — увидеть в деле результаты своей работы.

АвторМария Савченко