Товарооборот Российско-Китайской торговли за январь-февраль составил 27 млрд $, по сравнению с прошлым годом рост составил 38,5%.
Интересный рынок, согласны? Ниже заметки из интервью Татьяны Новиковой (CEO Xiongmao Digital), которые немного проливают свет на Китайский рынок.

Про Xiongmao Digital. Digital агентство, разрабатывающее индивидуальные digital стратегии, которые позволяют компаниям найти свой путь и добиться успеха на рынке Китая.

Про различие цифрового маркетинга России и Китая

В первую очередь — различие в культуре (менталитет коренным образом отличается). Второе — это социальные сети / платежные системы. WeChat — платежная система, в которой есть все. Наиболее близкий аналог — экосистема Сбер.

Про цифровизацию

Развивается семимильными шагами, особенно быстро с 2009 года, когда Facebook (признанная экстремитской в РФ) и Twitter были заблокированы и появился аналог (Weibo).

Про интеграцию

С 2016 года социальные платформы и социальные сети сильно связаны. Например, помимо платежей, общения, заказа такси, оплаты услуг — WeChat включает себя магазины, в которых ты можешь купить все что угодно и оформить доставку себе домой.

Про Douyin

Это аналог аналог TikTok, который позволяет покупать товары во время просмотра стрима. Social Ecom и LiveStreaming  это основной тренд в Китае (кстати, у меня есть пост на эту тему, с цифрами и примерами). В стримах продается все = от картошки до квартир.

Про Xiaohongshu (маленькая красная книга — символично)

Социальная сеть узкой направленности, создана в 2016 году и направлена на продвижение косметических товаров. Состоит из органики (классическая лента) и платных опций, основной из которых является LiveStreaming. То есть, даже в узких нишах есть свои социальные сети.

Про Вконтакте

ВК развивается по пути, который схож с путями развития Weibo (такой она была в 2009 году) и Douyin (возможности стримов уже похожи). Можно сделать вывод, что Китайские тренды можно экстраполировать на развитие Российских социальных сетей.

Про Китайские соцсети в России

Основной отличие это менталитет и культура (то есть, то что популярно в Китае = не нужно аудитории в России). Более узкая проблема язык = все соцсети на Китайском. Только TikTok вышел на международный рынок. Но все соцсети Китая доступы в России.

Про поисковые системы

Основной поисковик в Китае Baidu. В целом = полностью похож на Яндекс. Такая же работа с семантикой и контентом. Документы на английском и русском языке слабо проиндексированы. Социальные сети хорошо индексируются, поэтому когда ищут в Baidu = находят страницы соцсетей.

Про российские товары в Китае

Спрос на товары из России повысился на ≈29%, связано с общим инфополем. Русские блогеры в Китае активно рассказывают про русское (на китайском) и спрос продолжает расти. Материковый Китай уже переживает всплеск русских предпринимателей = много запросов на продвижение товаров в Китае.

Про позиционирование

Самые популярные товары из России — шоколад, мед и молочные продукты (спрос на молочную продукцию растет, хотя ранее в Китае ее потребление было низким). Китайцы покупают большими упаковками, обладают специфическим вкусом (речь и про сам продукт и про дизайн упаковки). Поэтому важны исследования, фокус группы, после которых адаптация брендбука под Китай и выбор товарной матрицы (товары популярные в России — не интересны китайцам).

Про возможности

Что популярно в Китае и не занято другими игроками: мясная продукция (есть много ограничений, но они могут быть сняты. Например, очень интересным продуктом оказалась краковская колбаса), натуральная косметика (например, зубная паста SPLAT и косметика «Бабушка Агафья»), натуральные медицинские препараты.

Про препятствия для выхода в Китай

Выйти на рынок Китая сложно из-за непонимания как устроен цифровой маркетинг. 50% успеха = это компания, которая помогает выйти на рынок. Рынку нужны маркетологи, которые знают Китайский рынок и понимают как устроен digital.

Про особенности потребления

Китайцы покупают разные товары в разное время суток. Офисные работники и молодые мамочки совершают покупки с 23 до 6 часов. Еду покупают с 16 до 22 часов = время, когда семья возвращается с работы, готовят и вместе ужинают и принимать решение о покупке товаров смотря стримы. Электронику покупают с 18 до 23 часов. Косметика покупают с 21 до 2 часов = в это время блогеры ведут стримеры или публикуют посты о своем приготовлении ко сну и используемой косметике.

Если вы решили выйти в Китай

Найдите компанию, которая хорошо понимает требования к вашей продукции и знает цифровой рынок Китая. Как правило для каждой индустрии они обладают алгоритмом по выводу бренда на рынок. Проведите исследование и фокус-группы = адаптируйте свой товар под рынок Китая.

Вместо послесловия

Стоит ли учиться у рынка электронной коммерции Китая? Однозначно да. Китайские фермеры проводят стримы с картофельных полей, на которых продают тонны картофеля. Это огромные возможности для малого бизнеса.